Дети думают, что роботы могут помочь пожилым людям, но не их бабушкам и дедушкам.

Изучение взаимодействия детей с роботами проводилось на норвежской исследовательской ярмарке, которая проходила в каждом крупном городе. Это ежегодное национальное мероприятие, на котором дети знакомятся с наукой и тем, чем занимаются исследователи.

Роджер А. Сёраа и его группа исследователей из отделения нейромедицины и науки о движении Норвежского университета науки и технологий (NTNU) создали трех разных роботов. Сёраа изучает отношения людей и взаимодействие с роботами. В исследовании приняли участие дети 6-13 лет.

Несколько стран, в частности Япония, куда Сораа побывал с исследовательскими поездками, изучают, как роботы могут быть полезны в уходе за пожилыми людьми, включая помощь пациентам с деменцией в выполнении определенных задач и запоминании вещей.

«Поскольку нынешний дискурс о социальных роботах сильно относится к уходу за пожилыми людьми, интересно узнать, что молодые люди думают о роботах, заботящихся о пожилых людях, особенно в контексте их собственных старших членов семьи», — говорит Сораа.

Недавно исследователи опубликовали в журнале AI & Society статью «Восприятие социальных роботов детьми: исследование роботов Пеппер, AV1 и Тесса на норвежских исследовательских ярмарках» .

Три совершенно разных робота

Дети на ярмарке исследований познакомились с тремя разными роботами. Одним из них был робот Пеппер, человекоподобная фигура высотой 120 см, способная выполнять множество различных задач.

Автономный робот-гуманоид — это продвинутый социальный робот, разработанный в первую очередь как личный помощник.

Пеппер может разговаривать и вести простые разговоры, но в Норвегии у нее есть проблемы с множеством различных диалектов страны, из-за которых Пеппер сложнее выучить норвежский язык.

Но он может двигаться и танцевать, и его можно научить распознавать, когда кто-то падает, и, например, оповещать систему сигнализации. Он может обеспечить безопасность одиноких пожилых людей, которые немного ослабли.

Тесса цветочный горшок

Другой робот выполнен просто в виде вазона с глазами. Его зовут Тесса. Можно спросить, как же цветочный горшок может способствовать уходу за пожилыми людьми?

Тесса — это физический аватар для домашней сенсорной системы, предназначенный для одиноких людей с деменцией.

Например, Тесса может научиться распознавать привычки человека, с которым живет. С помощью датчиков в холодильнике он мог узнать, что данный человек обычно открывает дверцу холодильника и завтракает в 9 утра каждый день. Если холодильник не открывается в обычное время, Тесса может напомнить человеку, что пора завтракать. Людям с деменцией, которые забывают и путают время, может быть полезно напоминание.

«Сейчас мы тестируем это в рамках проекта по деменции в NTNU, и мы наблюдаем, что робот быстро становится частью дома вместе с обычными цветочными горшками. Однако больше всего родственники ценят сенсорные системы», — говорит Søraa.

Третий робот, AV1, нацелен на детей, которые не могут посещать обычную школу, потому что они физически не могут, например, потому что они больны. Школьный робот AV1 имеет форму головы с глазами, которые следуют инструкциям в классе, и ученик может управлять роботом из дома и следить за тем, что происходит в классе, с помощью мобильного приложения.

Скептически относится к перцу

«Наш анализ основан на данных количественного опроса детей о роботах и ​​на качественных обсуждениях с ними на исследовательской ярмарке. Сравнивая три разных типа социальных роботов, мы обнаружили, что их присутствие можно понимать по-разному в зависимости от их функций и конструкции. и «живость», — говорит Сёраа.

Пеппер была роботом, к которому дети относились наиболее скептически.

«Отношение детей к роботам было относительно позитивным, любопытным и исследовательским, но они думали, что Пеппер немного пугает. Вероятно, это частично связано с тем, что Пеппер довольно большая и такого же роста, что и некоторые из детей», — говорит Сораа.

«Когда у роботов есть четкая задача, как у робота из цветочного горшка Тесса и обучающего робота AV1, они становятся менее пугающими и с ними легче общаться, поскольку мы можем легче понять, в чем заключается их задача. Исследования также показали, что чем больше робот выглядит как человек, тем страшнее становится », — говорит Сёраа. Он говорит, что это явление можно объяснить гипотезой «Страшной долины».

Феномен «Странной долины» предполагает, что признание роботов тем меньше, чем они становятся человечнее. Мы можем чувствовать себя «обманутыми», когда понимаем, что робот — это не человек, а какое-то другое существо.

Но в Японии общественность больше принимает человекоподобных роботов.

Тесса лучшая для бабушек и дедушек

Дети в целом положительно относились к роботам, которые помогают пожилым людям решать различные задачи. Но когда их спросили, могут ли их бабушки и дедушки получить пользу от роботов, они выразили сомнение. В то время как 76 процентов согласились с тем, что Пеппер может помочь пожилым людям, только 60 процентов считали, что их бабушка и дедушка выиграют от помощи Пеппер.

«Эта разница потенциально может быть объяснена тем, что дети воспринимают своих бабушек и дедушек как относительно подходящие, — говорит Сораа.

Цитата одного из детей гласила: «Я думаю, они [роботы] могут помочь моему прадеду, потому что он очень забывчивый и живет один».

«Этот ребенок думает, что прабабушка и дедушка, но не бабушка и дедушка, могут получить пользу от робота, и это указывает на то, что ребенок думает, что бабушка и дедушка слишком активны, чтобы нуждаться в помощи робота», — говорит Сораа.

Оказалось, что дети очень положительно восприняли робот-горшок Тесса как полезный инструмент. Более 97 процентов согласились с тем, что Тесса может помочь пожилым людям, а 86 процентов думали, что Тесса будет полезной функцией и в доме их бабушек и дедушек.

В детях понравились идея говорящих цветочного горшка или роботизированного завод , который имел конкретную задачу напомнить пожилые человек блюд и других видов деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *